Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка.
Психологи отмечают значение потребности у детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.
Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:
- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.
Виды детской музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
- детская музыкально-творческая деятельность.
Овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возраста на основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально ритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик от дождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, о ком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большой эмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижных играх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочных персонажей.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, приседает под звуки музыки.
У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать, двигаться, играть.
Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий год жизни, функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.
Необходимо: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться. Выражая свои желания, чувства, мысли, поощрять интересы малыша к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему.
Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь названиями животных и их детенышей, звуками природы (ветер завывает, листья шуршат, названиями музыкальных инструментов. В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек.
Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуком в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
Приобщение детей к миру музыки является важным средством его полноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится не только на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих, но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливой личностью.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности детей, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности.
Таким образом, в игровой форме можно приобщить детей к музыкальной культуре, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса. Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи, огромное значение, как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание детских песен: таких как народные, лирические, плясовые, колыбельные, популярные детские песни и др. Развивая восприятие музыки у детей, мы способствуем формированию интереса и любви к ней.
раскрыть » / « свернуть